Новости Tactise
Спецпроект

Никита Вильдт, руководитель службы ПБ, ОТ и ОС компании «Аккерманн Цемент»: «Сегодня наша основная задача — научить людей работать и жить безопасно, начиная с раннего возраста»

Мы запускаем новую рубрику: цикл интервью c HSE-директорами. Первым героем мы пригласили стать Никиту Вильдта, руководителя службы промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды компании «Аккерманн Цемент». 

Никита поделился своим опытом в HSE, а также рассказал о вызовах, с которыми чаще всего сталкивается в своей работе, мобильном приложении «AKKERMANN БеZопасностей» и о том, почему важно приобщаться к культуре безопасности с самого детства.


— Как вы попали в HSE и в каких компаниях сложился ваш ключевой опыт работы?


Бережное отношение к себе и окружающим мне прививали родители с раннего детства. Они интуитивно выступали в роли неких «инспекторов» по охране труда. Поэтому их предостережения, рекомендации и запреты сформировали во мне трепетное и осознанное отношение к безопасности. 

В 2016 году мне представилась возможность поработать в федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзор. Там я изучил изнутри законодательную базу и понял, как следить за тем, чтобы работы выполнялись безопасно. В ведомстве я курировал блок металлургии на должности главного государственного инспектора отдела по надзору в горнорудной и металлургической промышленности по Оренбургской области.

В 2019 году я принял для себя новый интересный «вызов» и стал возглавлять службу промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в ООО «Аккерманн Цемент». В моём ведении находятся два завода: в Оренбургской области и Пермском крае. У нас современный холдинг со своей миссией и целью, которую мы распространяем на всех сотрудников компании.


— Расскажите о ключевых принципах и ценностях «Аккерманн Цемент».


Три ключевых принципа в области ОТиПБ в нашей компании:

  1. Выполняйте работу безопасно или не делайте её вообще. При выполнении работы приоритет мы отдаём здоровью и безопасности работников;
  2. Каждый сотрудник имеет право на приостановку работ в небезопасных условиях. Это требование также закреплено в ТК РФ. Каждый работник, независимо от его должности, имеет право приостановить производственный процесс, в котором участвует он или его коллеги, если работы выполняются небезопасно. Это касается как наших сотрудников, так и коллег из подрядных организаций;
  3. Безопасное производство — это эффективное производство. Этот принцип идёт от высшего руководства. ОТиПБ — неотъемлемый элемент эффективной производственной системы. И никакие производственные показатели не могут быть сопоставимы с жизнями людей и их здоровьем.

Эти три принципа мы установили после проведения большого опроса среди сотрудников. Мы каждого спросили: что для вас важно в вопросах обеспечения безопасности? 

Наши цели напрямую пересекаются с принципами:

  • Создание безопасных условий труда;
  • Отсутствие тяжёлых случаев травматизма и происшествий;
  • Безопасная эксплуатация опасных производственных объектов (карьеры, оборудование и т.д.);
  • Формирование культуры ответственного отношения к себе, своей безопасности, к окружающей среде, оборудованию и коллегам.


— В некоторых компаниях сотрудники боятся отказываться от небезопасных работ. Почему это происходит?


Да, такая проблема была и в нашей компании. Корни её лежат в национальном менталитете. Работник постсоветского периода не хочет сообщать об опасных условиях, потому что он в этом видит некое «стукачество», он считает, что поступать так не очень порядочно. 

Если в Европе такая культура осознанного и ответственного отношения развивалась с 1960-х годов, то в России мы только после аварии на Чернобыльской АЭС задумались о производственной безопасности и её развитии. Поэтому в нашей стране мы только начинаем развивать осознанное отношение к культуре безопасности и решать подобные проблемы. И здесь стоит отметить, что не стоит пытаться догнать Европу, перенимая все зарубежные практики. Лучше создать нашу собственную культуру, исходя из особенностей менталитета и текущих вызовов. В России исторически сложилось так: всё, что нам привозят «извне», не приживается, а то, что «наше» — работает.

Что касается права на отказ от опасных работ, у нас оно есть. Мы даже закрепили это право в собственном мобильном приложении «AKKERMANN БеZопасностей». 
Пока что, увы, не 100% работ ведутся безопасно, что подтверждает статистика происшествий, но мы усердно работаем над этим. Когда мы сможем управлять всеми рисками, тогда и придём к безопасному производству.


— С какими вызовами в безопасности вам приходится сталкиваться на работе? 


Прежде всего, отсутствие у людей навыка работать безопасно. Так происходит, наверное, из-за разницы в культуре среди работников. Если мне с детства родители говорили «не засовывай пальцы в розетку», то у другого человека такого навыка может не быть. Многие работники просто не знают, как вести себя правильно и безопасно. У них нет такой привычки. Так что мой главный вызов: научить людей осознанно относиться к себе.

Как этого достичь? Всё начинается с детства, с воспитания. Например, если взять поколение сотрудников 50+ лет, им говорили: «Необходимо построить завод за 5 лет любой ценой, несмотря ни на что». Или: «Нужно повысить объёмы выпускаемой продукции в сотни раз». Но стремление выполнить план далеко не всегда связано с эффективностью производства. Шахтёры могли проводить под землёй больше положенного времени, рискуя своей жизнью и здоровьем. То есть раньше людей обучали другим принципам безопасности.

Сегодня наша основная задача — научить людей работать и жить безопасно, начиная с раннего возраста. 

Я считаю, приобщать к безопасности нужно с детского сада — знакомить детей с элементарными правилами транспортной безопасности. Потом в школе и университете освещать темы оказания первой медпомощи, рассказывать про виды телефонного и банковского мошенничества и прочее. О безопасности должны рассказывать не только родители, но и воспитатели, учителя, преподаватели и, наконец, работодатели. Сейчас на предприятиях много молодых грамотных специалистов, которые, увы, не приучены работать безопасно. 

Безопасность начинается с образования наших детей. Важно воспитать осознанное поколение, которое впоследствии придёт на наши заводы и будет работать безопасно. Вот на это стоит обратить внимание. 


— Какие условия должны быть созданы на предприятиях для безопасной работы?


В первую очередь, важно предоставить работнику все необходимые средства индивидуальной защиты. Есть даже такое выражение: театр начинается с вешалки, а посещение завода — с СИЗов. Также необходимо допускать к работам только обученных сотрудников с должной квалификацией. Наконец, необходимо, чтобы каждый человек ответственно относился к себе и своим коллегам.

На нашем предприятии мы стремимся создать все условия для безопасной работы, но этого недостаточно. Потому что приходя домой, сотрудники снова окунаются в «небезопасную культуру», которая противоречит нашим целям и принципам. 


— Чем вас привлекает работа в HSE-сфере?


Мне нравится живое общение, возможность влиять на мнения и убеждения людей, менять их мировоззрение хотя бы по вопросам безопасности. Я стремлюсь научить людей работать безопасно и, возможно, стать для них положительным примером.

Безопасность для меня — это полезная привычка жить, работать и отдыхать, соблюдая все «прописные истины» или, как мы говорим на заводе, жизненно важные правила.


— Расскажите о мобильном приложении «AKKERMANN БеZопасностей», с помощью которого сотрудники могут фотографировать риски.


Через приложение «AKKERMANN БеZопасностей» сотрудники не просто находят и фиксируют опасные факторы на смартфон, но и отправляют их в службу ОТиПБ, а мы оперативно устраняем риск. 

На заводах, на каждом рабочем месте есть оперативные журналы, куда записывают все замечания и отклонения по оборудованию и технологии. Потом эти данные передают начальству, формируют отчёты, и нередко информация теряется и искажается. Это всё очень долгий и малоэффективный путь. Наша задача — вовлечь в процесс охоты на риски всех сотрудников. Телефоны сейчас есть у всех. Мы стремимся создать принцип некой геймификации. Приложение ощутимо сокращает время на обнаружение, фиксацию и устранение рисков.

Эксперты Tactise в ходе недавнего обучения «Охоте на Риски» поделились с нами интересными идеями, как можно улучшить мобильное приложение, а также продемонстрировали возможности ИТ-системы ИНДОРА. В скором будущем мы планируем улучшить работу со статистическими данными, визуальную часть приложения и добавить верификацию рисков по степени важности, как в системе ИНДОРА. 

Пока что не все сотрудники используют приложение для фиксации рисков. Люди работают разные, и не всем легко принять такое нововведение. Но мы работаем над этим, объясняя важность вовлечения каждого сотрудника в процессы безопасности.

В ближайшем будущем мы намерены провести ещё одно обучение методологии «Охота на Риски» на нашем втором заводе в Пермском крае совместно с экспертами Tactise. Также хотелось бы провести обучение для мастеров и инициативных работников нашей компании.