В рамках рубрики #безопасныйэкстрим Александра рассказала, как готовилась к восхождению, какие риски её поджидали, как ей не хватило кислорода практически на вершине и на что обратить внимание при выборе туркомпании и гидов.
К слову, помимо горного туризма, Александра занимается пейнтболом, пауэрлифтингом, фридайвингом, фрирайд-сноубордингом, прыгает с парашютом, катается на горном велосипеде и летает на параплане. Но сейчас её главная страсть — горы.
— Как ты решилась на восхождение и как готовилась к нему?
В горы я влюбилась очень давно. Всё началось с поездки на Красную Поляну. Сначала я думала покорить Эверест, но потом узнала, что в России есть Эльбрус и лучше начать с него. В соцсетях я нашла группу профессиональных гидов с опытом восхождения 20+ лет, но по разным обстоятельствам присоединиться к ним у меня не получалось 3 года. Наконец, в 2021 году всё свершилось.
Гиды записали меня в группу и отправили комплексную программу подготовки для новичков, которую я начала за 3 месяца до поездки в горы. Программа состоит из тренировок (бег с усилием), приёма витаминов, сдачи анализов и рекомендаций по питанию. Крайне важно подготовить тело к предстоящей нагрузке и укрепить его, потому что высота многое «забирает».
Я также закупила и частично взяла в аренду необходимую экипировку.
— Какая экипировка нужна для восхождения на Эльбрус?
Для восхождения непродуваемой куртки, шапки, перчаток и штанов будет недостаточно. В экстремальных условиях (ветер, снег, лёд и минусовая температура) вам также понадобятся горнолыжные палки, альпинистские «кошки» на ноги, ледокол, очки для восхождения с высокой защитой от УФ-лучей и солнцезащитный крем SPF 50+.
Критический для человека уровень кислорода начинается с 4000 м., поэтому у гидов с собой были кислородные баллоны, которые они давали туристам при необходимости. Например, у меня такая потребность возникла.
— Расскажи подробнее про само восхождение.
В команде нас было 18 человек, 4 из которых — гиды. Один из них даже был спасателем МЧС. Гиды жили на Кавказе, то есть они прекрасно ориентируются на местности и всю жизнь ходят в горы.
По времени само восхождение заняло 4 дня + 2 дополнительных дня на подготовку, погоду и акклиматизацию. Программа была проработана так, что мы каждый день поднимались на определённую высоту. Постепенный подъём нужен для того, чтобы не поймать «горную болезнь» из-за перепадов давления, уровня кислорода и температур. Например, в июне у подножия горы было +40 С, а на вершине -15 С.
В первый день мы поднялись на 2100 м. до водопада «Девичьи слёзы». На второй день мы поднялись на горнолыжный курорт Чегет, высота которого — 3100 м. Именно во второй день мы начали понимать, кто и насколько готов: природа начала с нами играть. У некоторых участников похода начали проявляться симптомы горной болезни: головокружение, тошнота, небольшой недостаток кислорода. На третий день мы уже отправились на сам Эльбрус и достигли высоты 3800 м.
В базовом лагере у нас началась подготовка к восхождению на пик Эльбруса. Во время подготовки нас учили правильно ходить в связке, дышать при нехватке кислорода, скользить по склону, использовать кошки и ледокол. На четвёртый день мы поднялись уже до 4100 м. Весь день мы отдыхали и в 12 ночи начали восхождение на вершину.
— С какими трудностями пришлось столкнуться?
Я оказалась самым «слабым звеном». При восхождении меня «накрыла» горная болезнь. Когда мы поднялись на 5100 м., я поняла, что я как робот, и очень плохо соображаю. Тут мне помогли гиды: они рассказали, как нужно передвигаться, чтобы не было паники. Я дышала и считала: 3 шага, потом глубокий вдох-выдох. Только на этой технике я смогла дойти до конца.
Когда мы поднимались на вершину, в связке меня поставили первой. И вся группа шла в моём медленном темпе. Зачем идти цепочкой? Когда кругом ветер и снег, человек видит только пятки впереди идущего. Поэтому нужно концентрироваться только на следах впереди, чтобы не сбиться и поймать темп. Идти в темпе намного легче.
На «плато-зомби» 5100 м., перед самим восхождением на вершину, наша группа остановилась для оценки состояния каждого туриста. Один член команды, увы, сошёл с дистанции, потому что он начал бредить из-за нехватки кислорода и горной болезни. Он не ориентировался в пространстве, поэтому гиды вернули его обратно в лагерь.
В один момент я почувствовала, что мне нечем дышать — случился приступ гипоксии. Я упала и предупредила об этом инструктора. Он меня подхватил, дал подышать через баллон, и моё сознание моментально прояснилось. Я смогла продолжить восхождение.
Когда мы поднимались в связке до вершины Эльбруса, многие срывались с ледяной полки. Каждый срыв — это потеря сил. Также был очень сильный ветер. Мы медленно поднимались на ледорубах в течение двух часов. Под конец у меня не осталось сил, и когда я увидела небольшую пологую область, сразу легла. И это оказалась вершина Эльбруса.
Вид был невероятный! Всё, как на ладони. Мы сделали несколько фотографий и начали спускаться. Обратная дорога вниз всегда сложнее. Просто съехать со склона нельзя из-за неуправляемости ветра, поэтому пришлось также идти в связке.
— Какие эмоции ты испытывала во время восхождения?
На самой вершине радости покорения Эльбруса не было. Там мне нужно было просто двигаться вперёд. Но когда мы спустились к подножию горы и собрали все вещи, я ощутила радость. Ура, я это сделала!
Гора — это мощь. Огромный источник энергии, которой гора делится с человеком. И на вершине особенно ярко я ощутила это величие. Моя следующая цель — Казбек в Грузии.
— Как сделать восхождение на гору безопасным?
Горы — это большой риск и большая ответственность. Чтобы минимизировать все риски, важно готовиться заранее: принимать витамины и учиться правильно дышать.
Из-за непривычных для организма условий некоторые люди на высоте начинают видеть галлюцинации (цветы на склоне и другие вещи), слышать голоса, кому-то кажется, что на улице жарко, и он раздевается и обмораживает части тела. Поэтому важен постоянный контроль состояния. Каждый день нам проверяли уровень кислорода в крови и задавали вопросы о нашем самочувствии.
Но будь я одна — точно погибла бы. Гиды мне помогали и всячески поддерживали. При восхождении очень важна команда, потому что горы снимают с человека «все маски». В горах я могла спокойно попросить о помощи. Благодаря команде я научилась быть слабой. Именно благодаря слабости и умению просить о помощи мне удалось зайти на вершину. Горы не терпят отвагу и гордость. Очень важна командная работа. Так что ответственно подходите к выбору гидов и не стесняйтесь просить помощь.
Умение работать в команде — ключевой момент, который важен в горах. Также важен опыт гидов и то, из какой они местности. Инструктор должен жить горами. Даже наличие сертификата не расскажет о реальном опыте, поэтому лучше заранее спрашивать гидов: в какие горы они ходят? Как часто? Были ли происшествия? Знают ли они, как оказать первую помощь? Обучают ли поведению на высоте? Есть ли страховка? Организована ли эвакуация людей с вертолёта? Всё это крайне важно знать до восхождения.
Если по программе ваше восхождение займёт 1-2 дня — стоит задуматься о надёжности компании. Восхождение, по крайней мере для новичков, должно занимать 6-7 дней. Тогда это будет безопасно для жизни и здоровья.
После восхождения никакого особого восстановления мне не потребовалось: я просто отсыпалась. Для восхождения на гору даже не так важно физическое состояние, как психологическое: желание зайти, контроль эмоций, мотивация. Стоит отталкиваться от своей личной подготовки. Никогда не скрывайте своё состояние от инструкторов. Гора не стоит вашей жизни. Поэтому иногда лучше остановиться и перенести восхождение.
Ошибки, которые не нужно допускать в горах:
- быть самоуверенным и не просить о помощи;
- совершать восхождение в одиночку без команды;
- пить алкоголь;
- не иметь какого-либо элемента экипировки;
- не сообщать спасателям о местоположении вашей группы;
- выходить с небольшим количеством гидов на группу (2 гида на 20 человек — несерьёзно).
Перед восхождением выбирайте те погодные условия, в которых вы сможете зайти на вершину в соответствии со своим уровнем подготовки. Например, в июне на вершине было -15 С, а в апреле — до -50 С. Так что ставьте адекватные цели и принимайте условия, которые диктует гора. На что-то мы можем повлиять, а на что-то — нет. Например, мы можем подготовиться к восхождению и принять изменившиеся условия.