Новости Tactise

Дмитрий Козлов, президент и основатель Tactise Group, рассказал, какие ментальные техники можно применять и во фридайвинге, и в бизнесе, чтобы не утонуть

Безопасный экстрим Статьи экспертов
Дмитрий Козлов — эксперт №1 в производственной безопасности, основатель и президент международной группы компаний Tactise, которая специализируется на консалтинге в области охраны труда и реализует на территории России крупнейшие трансформационные проекты в области производственной безопасности. Дмитрий является выпускником МИСиС и программ школы управления СКОЛКОВО — Global Shift, Financial Strategy и Venture Investment. В марте 2022 года выйдет книга Дмитрия «ДАО производственной безопасности».

Несмотря на собственный бизнес и ежедневную работу, связанную с производственной безопасностью на крупнейших производствах, Дмитрий Козлов является преданным фанатом экстремальных видов спорта, особое место среди которых занимает фридайвинг (погружение на глубине на задержке дыхания без акваланга). 

На данный момент его личный рекорд максимального времени задержки дыхания — 5:15 минут! Какие ментальные техники можно применять и в дайвинге, и в бизнесе, чтобы не утонуть, как достигать результатов, преодолевая дискомфорт и расслабляясь под толщей воды, а также, как сделать даже самое экстремальное хобби максимально безопасным читайте далее в интервью. 


— Какими видами спорта вы занимались в течение жизни?


12 лет я занимался самбо, 3 года боксом, 6 лет стрит-воркаутом, 8 лет сноубордингом. Потом начал заниматься плаванием, дайвингом и, наконец, пришёл к фридайвингу. Сейчас, помимо фридайвинга, я занимаюсь йогой, хожу в тренажёрный зал и участвую в любительских гонках.


— Как вы пришли к фридайвингу?


Пока я жил на Сахалине, с нами работал экспат, который был HSE-менеджером и квалифицированным инструктором британского подводного клуба BSAC (The British Sub-Aqua Club). И я попал к нему в группу на курс по дайвингу. Каждую субботу мы плавали в бассейне с аквалангами, изучали теорию и т.д. В итоге, я сдал все необходимые нормативы и потом начал «дайвить» в морях. 

Однажды в самолёте я прочитал в бортовом журнале статью про сёрфингиста, который мог задерживать дыхание под водой более чем на 5 минут. Он писал, что это лишь начальный показатель для тех спортсменов, которые занимаются фридайвингом профессионально. В тот момент я обалдел от этого факта, посмотрел несколько видеороликов и уже через пару недель я в бассейне задерживал дыхание на 4 минуты. Это было в 2017 году.

Во фридайвинге есть много ментальных техник, которые я делал. Я также окончил в Москве базовый курс фридайвинга. Там познакомился со своим инструктором и начал заниматься индивидуально. И потом я встретил своего текущего тренера, 20-кратного чемпиона мира по фридайвингу, — Алексея Молчанова. Мы с ним сразу подружились. Однажды я даже ездил с ним на соревнования, когда он ставил очередной мировой рекорд погружения на 118 метров. Сейчас мы с Алексеем активно обсуждаем идею создания фридайвинг клуба для бизнесменов.

В 2020 году мне удалось посвятить фридайвингу довольно много времени и понырять в морях Египта и Турции. На данный момент моё максимальное время задержки дыхания — 5:15 минут, а глубина погружения — 38 метров.


— Почему именно фридайвинг?


Фридайвинг — это достижение через расслабление. В этом виде спорта человек должен фокусироваться не на результате, а на процессе. Потому что если фокусироваться только на результате, то чувствуешь постоянное напряжение. Погружаясь, человек думает: «вот, ещё 50 метров… 20.. 10».  Как правило, во фридайвинге, чтобы достичь желаемой цели, нужно научиться принимать дикий дискомфорт и пребывать «в моменте», а не гнаться за конкретным результатом.  

Дыхание — основная потребность человека. Дыхательный дискомфорт считается самым сильным. Нехватке дыхания уступает даже самый серьёзный психологический недуг. А во время погружения организм всеми способами пытается протестовать против задержки. Но в зависимости от отношения человека к дыхательному дискомфорту формируется результат. Чем больше фридайвер расслабляется в дискомфорте и принимает его, тем лучше результат. Поэтому ментальная составляющая — важная часть фридайвинга.

Когда человек сталкивается с какими-то стрессовыми ситуациями или тяжёлыми обстоятельствами, то начинает напрягаться и «накручивать», что создаёт ещё больший стресс и дискомфорт. Фридайвинг как раз учит обратному. Главный психологический трюк фридайвинга: учиться быть расслабленным даже в самых неудобных и неприятных ситуациях.

То есть благодаря концентрации на самом процессе, отслеживая ощущения в теле с позиции наблюдателя, получается достичь желаемых результатов. Во время погружения фридайвер находится в максимально осознанном состоянии. Фридайвер наблюдает за своим состоянием, а не «тонет» в нём. 

Обычно люди с головой уходят в свои переживания, и они не понимают, что с этим делать. Порой нелегко осознать и принять своё эмоциональное состояние. А можно попробовать понаблюдать за эмоциями, не погружаясь в них полностью. Это, что касается, ментальной части фридайвинга. Что касается спортивной составляющей, то в моём случае, это череда тренировок по плаванию и погружений с задержкой дыхания.

Ещё один приятный бонус от фридайвинга — возможность любоваться подводными рифами на глубине 10-15 метров без акваланга. Вот так просто можно изучать морское дно на щадящей задержке. Незабываемое ощущение! Все плавают на поверхности с масками и трубками, а ты бороздишь морское дно без какой-либо экипировки.

В общем, во фридайвинге нужно концентрироваться на состоянии, а результат потом придёт. А если фокусироваться на результате, состояние не будет соответствующим. И получается замкнутый круг.


— Может ли фридайвинг быть безопасным?


Фридайвинг — действительно опасный спорт. Человек может почувствовать себя в какой-то момент смелым и ловким, нырнуть на 10 метров и там остаться. Ключевой момент этого спорта заключается не в задержке, а в продувке, потому что давление сильно «сжимает» уши. Глубина 10 метров = 1 бар, то есть 1 тонна воды над нырком. Если фридайвер не умеет продуваться, а именно сбрасывать давление, может легко утонуть, переоценив свои компетенции.

Во фридайвинге выстроена очень чёткая последовательность мер безопасности, которым уделяется много внимания. Очень важно научиться работать с высоким давлением, а также нырять вместе с напарником (бади). При частых нырках можно легко заработать проблемы с лёгкими и так далее. Фридайвинг — это про расслабление, но в потенциально опасной для человека среде. Потому этот спорт представляет собой смесь контроля, последовательности, расслабления и кайфа.

Принципы и требования безопасности, действия самого нырка и команды фридайверов очень схожи с тем, какую подготовку и работу должны выполнять сотрудники предприятий. Если бы на производстве все были фридайверами, происшествий практически не было бы. Потому что все осознавали бы опасности, с которыми  сталкиваются.


— Вы также занимаетесь ещё одним видом спорта, где, как и во фридайвинге, важнейшая роль отводится дыханию. Речь про йогу. Можно ли соотнести йогу с риск-ориентированным подходом?


В йоге нижняя чакра (муладхара) отвечает за заботу о здоровье, за осознание, что человек не вечен, и за ответственное отношение к телу, которое требует ухода, проверки и диагностики. Если смотреть через йогу на то, что происходит в России в плане безопасности, то у многих людей просто плохо развита муладхара.

Что нам передавалось от родителей, культивировалось в СССР? Ты, твоё здоровье и тело не так важны, как цель и планы страны. Поэтому в нашей культуре нет привычки делать ежегодный чек-ап организма. Многие боятся, что они узнают про себя и своё здоровье нечто пугающее и правдивое. 

Зато на машины мы с лёгкостью тратим по несколько миллионов рублей. Но отдать несколько тысяч на своё здоровье — просто нереально трудно. Мы часто в иллюзии, что не нужно ценить своё здоровье и заботиться о нём - оно само со всем справится. Однако крайне важно не перегружать себя и помнить, что наш главный ресурс — время, которое зиждется на теле.

С одной стороны, в нашей работе в Tactise мы меняем поведение людей на предприятиях. У многих сотрудников прослеживается некоторое безразличие к своему здоровью и страх узнать правду о нём.


— Как медитации и спорт помогают переживать стресс?


У Германа Гессе в книге «Игра в бисер» есть история. Когда герой Кнехт учился в ордене, у него были уроки не только по музыке и наукам, но также уроки по спорту и медитации. И вот однажды Кнехт встречает мастера музыки и говорит, что у него начались проблемы в учёбе. В итоге, выяснилось, что Кнехт «разбалансировался» после того, как вычеркнул из своего графика спорт и медитацию. Именно эти дисциплины в книге были ключевыми для того, чтобы герои могли хранить все знания человечества.

Так и у нас. Из-за биологических изменений разум современного человека сильно «разбалансирован» и отделён от природы. Мы слишком много тысяч лет жили на природе и общались друг с другом. А сейчас условия кардинально изменились, из-за чего человек может чувствовать себя отчуждённо. Поэтому такие активности, как спорт и медитация являются необходимыми для каждого. Без этого трудно прийти к гармонии.

Ни психолог, никто другой не поможет восстановить внутренний баланс, если не делать базовые вещи: правильно питаться, заниматься спортом, медитировать. 

Что касается моей медитации, я не медитирую на дыхании. Я больше занимаюсь задержками дыхания. Это целый цикл тренировок по задержке дыхания на кислород или на углекислый газ. И если в этих практиках я не уйду в медитацию и не буду отслеживать состояние своего тела и ума, то просто не смогу сделать требуемые упражнения.


— Какой процент своего дохода и времени вы инвестируете в спорт?


У меня есть ИКР (идеальный конечный результат), которого я стараюсь придерживаться. Неделя: 2 дня — на работу, 2 дня — на семью, 2 дня — на себя и 1 день — запасной. Такая модель позволяет поддерживать баланс во всех сферах жизни. Получается, что спорт, чтения и другие хобби должны занимать 30% времени. 

Самая большая ловушка — пытаться смешивать категории «я работаю», «я с семьёй», и «я занимаюсь спортом». В итоге человек и не работает, и с семьёй время не проводит. Подобные «миксы» не дают сполна насладиться жизнью. Поэтому важно выстраивать границы. Например, сейчас мой приоритет —  работа. Но тут важна осознанность и согласованность действий с близким окружением.


— Какие три момента в жизни делают вас счастливым?


Меня делают счастливым семья, мышление (понимание, осознание, озарение) и деньги, заработанные и потраченные с пользой. Под деньгами я имею в виду возможности, которые я реализую с их помощью. Например, я сделал большой проект по безопасности, который помог компании измениться в лучшую сторону. За счёт этого я получаю деньги, и мир словно сказал мне: «Ты всё делаешь правильно». Мне приятно видеть, что мои усилия дают положительный результат. И деньги в нашем мире являются неким свидетельством уважения друг к другу. 

Я считаю, что количество денег связано со степенью созидания. На самом деле, многие состоятельные люди — великие созидатели. В этом смысле, деньги подтверждают созидание. И когда я трачу их на близких и на себя, получаю огромное удовольствие. 

Приобретая что-то, мы объединяем себя с миром. Ведь мы покупаем не вещи, а труд, мысли и усилия других людей. И через покупку чего-либо мы связываем себя с умными, талантливыми и интересными людьми, которые это изобрели. Вот этот цикл, в котором я принимаю участие, делает меня счастливым. Вообще всё, чем я окружаю себя и наполняю свою жизнь, про счастье. 

Миссия моей компании Tactise: делать людей счастливее через безопасность, начиная с себя. А совсем скоро в марте выйдет моя книга «ДАО производственной безопасности: как трансформировать корпоративную культуру и сделать людей на производстве счастливее». Там будет легко найти ответ на вопрос, как производственная безопасность напрямую влияет на уровень счастья сотрудников, топ-менеджеров, а также акционеров. 

Читать больше новостей в нашем блоге Стандарт безопасности Tactise.