— Твой отец привил тебе любовь к скалолазанию. А есть ли другие примеры, которые тебя вдохновляют в этом спорте?
Я благодарен отцу за то, что он с самого детства брал меня с собой на скалы и учил основам этого спорта. Ему сейчас 67 лет, и он до сих пор участвует в ветеранских соревнованиях.
Но у нас с отцом есть один приятель, которому уже 82 года, и он до сих пор продолжает лазить по горам. И получается это у него не хуже, чем у некоторых молодых скалолазов. Меня очень вдохновляет этот человек.
Его зовут Витольд Нестеров. Он был офицером подводником-атомщиком, который вернулся в Севастополь с Северного флота. Встреча со скалолазами стала для него откровением. Имея отличную физическую подготовку, Витольд Петрович быстро освоился на скалах. Скалолазание стало его основным хобби по жизни.
— Какие бывают маршруты у скалолазов?
В скалолазании есть разные категории трасс, которые делятся по сложности. «Четвёрки» — самые простые, «семёрки» — очень сложные. Классификация зачастую зависит от страны. А покорять скалы можно с двумя типами страховки: с верхней или нижней.
На соревнованиях и во время прохождения сложных маршрутов используют нижнюю страховку, хотя с ней лазить намного сложнее. Потому что если человек вдруг сорвётся, он опустится вниз, до точки своего последнего крепления. Если же человек сорвётся с верхней страховкой, он просто повиснет в воздухе и продолжит подъём вверх с того же уровня. Но верхняя страховка не позволяет покорять более сложные и интересные маршруты, например, пещеры, наклонные скалы или арки.
Не так давно я увлёкся ещё одним типом скалолазания, который называется мультипитч. Это скальный маршрут, разбитый на несколько вертикальных отрезков (питчей). Маршрут проходит в связке с несколькими людьми. Между питчами ведущий скалолаз создаёт страховочную станцию, с которой реализует страховку проходящего следующий участок скального маршрута участника связки.
Ещё одно популярное направление, которое мне интересно, — виа феррата. Им могут заниматься даже новички без особой подготовки. Виа феррата — это протянутый железный трос со скобами вдоль живописного маршрута, который невозможно пройти пешком. Для прохождения виа феррата человек надевает обвязку со страховочным устройством и идёт по натянутому тросу, встёгивая страховку с карабином. Для прохождения подобных маршрутов человек должен быть в более-менее хорошей физической форме и не должен бояться высоты.
— Ты никогда не боялся высоты?
Помимо скал с отцом, я в детстве любил лазить по заброшенным стройкам и другим небезопасным высотным местам. Поэтому с высотой я подружился сразу. А когда учился в Москве, вообще подрабатывал промышленным альпинистом. Честно говоря, висеть в воздухе над 24-м этажом страшнее, чем любоваться видом со скалы.
С возрастом, когда я поднимаюсь по скале, мне уже меньше хочется срываться, чем раньше. А пролезть сложный маршрут чисто, то есть без срывов, практически невозможно. Каждый срыв — это некий дискомфорт, и сейчас я стараюсь быть максимально осторожным.
— От чего зависит безопасность на высоте?
Когда человек залезает на гору, очень многое зависит от страхующего, который находится внизу. Он должен быть бдительным и следить за процессом. Кстати, страхующий носит специальные призматические очки, которые всегда смотрят вверх. Они нужны, чтобы страхующий не стоял несколько часов с задранной головой.
Перед восхождением проводится полный бадди чек. Особое внимание уделяется проверке экипировки: верёвки, карабины, стропы, обвязка, шлем, очки и т.д. — всё должно быть в идеальном состоянии. Если всё хорошо, то это уже 50% безопасности скалолаза.
И наконец, многое зависит от самого человека, его физической подготовки и внимательности. Скала, как и любое тектоническое образование, со временем разрушается. Никогда нельзя быть на 100% уверенным в камнях, за которые держишься при подъёме. Конечно, человеку нужна качественная страховка. Одним из лучших мировых производителей страховочных систем является PETZL.
Большую роль в скалолазании играет обувь. У скалолазных тапок узкие носки, которые обычно на два размера меньше ноги человека. Пальцы при этом собираются как у балерины в пуант. Подошва сделана из специальной нескользящей резины. Ходить в такой обуви очень больно, а вот лазить — отлично.
— Расскажи о физподготовке скалолазов.
У скалолазов работают такие мышцы, которые человек не задействует в обычной жизни. Поэтому нужно развивать мелкую моторику, укреплять суставы кистей рук. Для этого я использую кампусборды с отверстиями разной глубины для пальцев, шары для укрепления кистей (висело), эспандер для скалолазов (жмякалка) и другие тренажёры. После тренировок каждая выемка в реальной скале имеет большое значение. Когда мастера подходят к любой скале, они сразу видят логику своего маршрута с учётом всех выемок, даже если скала кажется плоской.
Перед реальным подъёмом на скалу лучше потренироваться на скалодроме с инструктором. Там тело человека постепенно привыкнет к нестандартным движениям и рельефу скалы. Стенд помогает понять технические нюансы, а скала «тренирует» мышление и логику. Важно чередовать занятия на стенде и реальной скале. Сейчас есть много разных гайдов и журналов с описанными маршрутами разной сложности по реальным скалам.
Перед каждым подъёмом обязательно нужно размять всё тело. А после спуска желательно сделать несколько упражнений на растяжку, например, из йоги. Помните, в скалолазании важна сила и гибкость, а не объём мышц.
— Что нужно, чтобы начать заниматься скалолазанием?
Сначала важно понять, зачем человеку заниматься этим видом спорта. Можно преследовать спортивные цели. Кстати, с этого года скалолазание внесли в олимпийские виды спорта. Там представлены три элемента — скоростное скалолазание по одному маршруту, болдеринг — сложное лазание по коротким маршрутам и «трудность». Если поставить себе цель — совершенствовать технику, тогда стоит проходить разные маршруты и усложнять их. Если заниматься любительски и для души, тогда неважно, какой маршрут, главное, чтобы открывался живописный пейзаж и человек получал удовольствие от процесса.
Лично для меня скалолазание — это преодоление себя. Чем реже я это делаю, тем сложнее мне это даётся. Чем сложнее, тем больше я преодолеваю, и это мне нравится. Я люблю управлять своими эмоциями. С опытом скалолазания я научился не подавлять сильные эмоции, а справляться с ними. И, конечно, я в восторге от видов, которые открываются с высоты!
Вообще, чтобы начать заниматься скалолазанием можно пойти на большой скалодром и заниматься с тренером. В Москве есть хороший альпклуб МЭИ. Тренер научит основам этого спорта и более детально расскажет, как лазить безопасно. Отмечу, что начать заниматься скалолазанием можно в любом возрасте, и я знаю множество таких примеров.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группу ВКонтакте, чтобы первыми читать новости и статьи от экспертов Tactise.